Психолог, специалист по проблемам памяти Татьяна Николаевна Мазина сравнивает человеческую память с «черным ящиком» самолета, который способен хранить информацию во всех ее подробностях и из которого при необходимости можно ее извлечь. Правда, в отличие от этого устройства, нашу память требуется не только «включить», но и соответствующим образом настроить.
Картотека памяти
-Работа памяти основана на деятельности нейронных сетей, которые обрабатывают и сохраняют информацию, распределенную по разным отделам мозга, - рассказывает Татьяна Мазина. - Поэтому говорить о существовании некоего «центра памяти» неверно. Например, оперативная, или кратковременная, память связана с деятельностью коры больших полушарий, главным образом ее лобных долей. За долговременную двигательную память отвечают подкорковые структуры, мозжечок, а за долговременную эпизодическую память - гиппокамп и таламус. От момента восприятия какой-то информации органами чувств и до момента извлечения из памяти информация должна пройти сложнейшую обработку.
Эффективность восприятия зависит прежде всего от работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запоминании станут более понятны, если обратить внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик», то есть на качество вводимой в него сенсорной (от лат. sensus -чувство, ощущение) информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует рассмотреть или расслышать. Поэтому, замечает Татьяна Николаевна, вместо того чтобы ругать плохую память, нужно заняться тренировкой своего сенсорного аппарата, иначе говоря - органов восприятия. Главную роль здесь играют не только зрение и слух, но и внимание.
Если вам требуется запомнить какую-либо информацию надолго, надо приложить к этому дополнительные усилия. Давайте представим себе память в виде постоянно пополняющейся картотеки. Когда в это хранилище закладывается новая карточка, она оказывается сверху. Но поскольку память функционирует непрерывно, она будет отодвигаться все дальше и дальше, теснимая новыми поступлениями. Она вновь окажется сверху лишь в том случае, если вы, хорошо зная ее местоположение, вновь воспользуетесь ею. В ином случае она навсегда останется в глубине хранилища.
Примерно такая же судьба уготована поступающей в память информации. Она легко воспроизводится лишь в том случае, если вы заложили ее, применив к этому необходимые усилия, и время от времени к ней возвращаетесь. Только тогда в памяти сформируется прочный ментальный образ.
Вопреки распространенному мнению неспециалистов, память не локализуется в каком-либо определенном участке головного мозга. Исследования последних лет, позволяющие следить за изображением работающего мозга, дали ученым возможность проследить, какие отделы мозга участвуют в тех или иных умственных процессах, в том числе и имеющих отношение к памяти.
Если вам не удается вспомнить что-то важное, Татьяна Николаевна обязательно спросит вас: а как вы это запоминали? Хорошо ли вы поработали с информацией, закладывая ее в память? Если нет, то следы этой информации в памяти слишком незначительны, чтобы ваше сознание нашло к ней верный путь.
Стоит разобраться, что на самом деле повинно в нашей забывчивости - сама ли память или недостаток внимания. Ведь именно умение сосредоточиться на чем-либо мобилизует все наши умственные и физические возможности.
-Быть внимательным - значит уметь мобилизовать все возможности органов чувств для восприятия окружающего мира, - говорит Татьяна Николаевна. - Внимание - это прежде всего напряженная, целенаправленная работа восприятия, поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои перцептивные (связанные с восприятием) возможности.
Наша обычная забывчивость в повседневной жизни вызвана не нарушениями памяти, а недостатком внимания. И если восприятие остается поверхностным, память просто не способна удержать происходящее. Поскольку все в природе устроено разумно, эта рассеянность внимания является неким защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузки, ведь мы ежесекундно подвергаемся воздействию огромного количества информации.
Память человека всегда более совершенна в той области, которая имеет отношение к его интересам и профессии. Математики легче запоминают цифры. У филологов более емкая память на слова - им помогает их любовь к языку. Фотографы, художники и архитекторы наделены хорошей зрительной памятью, так как их глаз натренирован на запоминание образов.
Для того чтобы воспринятые образы и ощущения запечатлелись в памяти и могли быть извлечены по первому запросу, всегда необходимо приложить дополнительное волевое усилие.
Друзья и враги внимания
Существуют разные типы внимания. У некоторых оно всеядное. Все вызывает у них интерес, все они стараются запомнить, загромождая память множеством ненужных деталей. Это настоящий кладезь разнообразной информации, однако отдача от нее обычно невелика - все эти знания оказываются бесполезными, поскольку трудно отобрать то, что может действительно пригодиться.
Заинтересованное, или специфическое, внимание сфокусировано на сферах особого интереса. Человек, наделенный таким вниманием, может поразить окружающих своими познаниями в определенном виде деятельности. Но его память избирательна: он легко запоминает лишь то, что относится к его любимой теме.
Среди нас больше всего невнимательных, рассеянных людей, которые обычно не сосредотачиваются на том, что их окружает. Они особенно часто забывают или теряют вещи. Их память отличается некой фрагментарностью потому, что их внимание как бы скользит по поверхности.
Пространственное зрительное восприятие тоже у всех разное. Разглядывая фотографию, на которой находится несколько предметов, одни обратят внимание на размещение их в кадре, других сначала заинтересуют сами предметы, третьи начнут разглядывать антураж. В любом случае внимание пробуждается лишь тогда, когда человек хочет что-то запомнить.
- Наверное, волевое усилие - не единственное условие сосредоточенного внимания. Помнится, в школе на некоторых уроках, как я ни старалась внимательно слушать объяснения учителя, в памяти ничего не задерживалось. Чем это можно объяснить?
- Видимо, эти предметы были вам совсем не интересны. Именно интерес мобилизует внимание. То, что нас не интересует и не вызывает никаких эмоций, обычно и не привлекает пристального внимания. Есть и другие «союзники» внимания - общая любознательность, стремление к намеченной цели, уравновешенность. Людям, испытывающим тревогу или стресс, постоянно погруженным в свои тяжелые переживания, трудно быть внимательными.
- Вероятно, существуют и «враги» внимания?
- Конечно. В первую очередь это рассеянность и неспособность к сосредоточению. От постоянного нежелания напрягаться наше внимание становится ленивым. Самое страшное для памяти - бездействие. Специалисты считают опасными «врагами» внимания отсутствие целей и утрату любознательности. Стимулы, интерес к жизни сильнее
всего возбуждают наше внимание, а следовательно, и обеспечивают хорошее запоминание информации.
- Есть такие действия, которые вообще не откладываются в памяти. Выйдя из подъезда, я не могу вспомнить, закрыла ли я дверь на ключ, выключила ли плиту. А поиски очков или ключей иногда просто доводят до отчаяния. Такая забывчивость становится причиной переживаний не только у меня.
- Такие обычные действия, как запирание дверей, выключение света, плиты или утюга, мы проделываем автоматически. Внимание без дополнительного усилия не гарантирует долговременного запоминания. Приведу простой пример. Переходя улицу, вы внимательно смотрите по сторонам, не правда ли? Но вы никогда не вспомните, как вы ее переходили, если только чего-нибудь, не дай бог, не случится. Дело в том, что минимальное сосредоточение на каком-либо действии не влечет за собой фиксацию в памяти.
Чтобы потом не вспоминать мучительно, было это или нет, надо каждый раз дополнительно стимулировать внимание. Иными словами, чтобы избегать автоматизма, мы должны напрягать внимание несколько дольше обычного. Каким образом? Например, прислушаться к повороту ключа (шумовой эффект) - за счет слуха восприятие усиливается. Можно проговорить вслух: «Я запираю дверь на ключ». Еще один способ дополнительной стимуляции внимания - записать в небольшом блокнотике, который всегда находится при вас: «Дверь заперта».
Знаменитый полярный исследователь Поль-Эмиль Виктор говорил, что ему удается поддерживать обостренное внимание за счет интереса к маленьким радостям жизни. В возрасте 88 лет он так объяснял свое необычайное жизнелюбие: «По вечерам я не засыпаю, пока не подготовлю для себя поле энтузиазма на завтра».
Три стадии внимания напоминают аттракцион «американские горки»: сначала крутой и быстрый подъем, затем ровный участок (внимание поддерживается на нужном уровне), затем стремительный спуск, вызванный утомлением. После этого обязательно следует фаза отдыха. С возрастом и при утомлении фазы отдыха должны быть более продолжительными и частыми.
Игры вместо тренировки
Итак, подведем итог: наша забывчивость проистекает в основном не из-за плохой памяти, а из-за недостаточной дополнительной меры внимания. А его, как и другие интеллектуальные способности, можно тренировать.
Упражнений на тренировку внимания великое множество. Выберите любые по вашему желанию, главное - упражняться регулярно, каждый день, хотя бы по 30 минут, например перед сном. Это отвлечет вас от тяжелых дум, принесет необходимое расслабление, успокоит, подготовит ко сну. Очень полезное занятие, хорошо тренирующее внимание, - рассматривание какого-либо рисунка с дальнейшим ответом на вопросы. Внимательно разглядывайте рисунок 30 секунд, затем закройте его и письменно отвечайте на вопросы: сколько тех или иных предметов на рисунке? какого цвета тот или иной предмет? какое время показывают настенные часы, если они изображены?
Играйте с детьми в слова. Например, по очереди называйте предметы (имена, города, растения), начинающиеся на определенную букву алфавита. Если ваш мозг быстро подбирает нужные слова, значит, у вас хорошо налажена система ассоциаций, что существенно облегчает работу памяти. Используйте такие игры, как ребусы, викторины на наблюдательность и внимание, рисование по памяти, головоломки, судоку.
Многие любят разгадывать кроссворды. Это хороший способ отдохнуть, скоротать время, расширить свой словарный запас. Но это также тренировка гибкости и подвижности ума. Решайте кроссворды, но не «застревайте» подолгу на каком-нибудь слове, двигайтесь дальше и делайте паузы, чтобы ваше внимание тоже могло отдохнуть.
Тренируйтесь ежедневно и помните золотые правила активного внимания:
♦ Будьте готовы к восприятию. Развивайте наблюдательность и поддерживайте гибкость ума. Если необходимо запомнить важную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторонних мыслей, чтобы как можно лучше сосредоточиться.
♦ Сохраняйте любознательность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Найдите для себя такое занятие, которое будет поддерживать вашу любознательность в тонусе.
♦ Стройте планы и добивайтесь их реализации. Любая цель способствует движению вперед, она придает смысл жизни, даже если планы со временем меняются. Цель - это всегда основной «двигатель» внимания.
♦ Делитесь информацией, то есть передавайте свои знания другим людям, в особенности детям. Этому всегда предшествует умственная подготовка, стимулирующая внимание, а значит, и память.
Память - это вся наша жизнь. С утра до вечера мы пользуемся ею, сами того не замечая, точно так же, как, не задумываясь, ходим и дышим. Она слишком дорога, чтобы можно было позволить ей просто так слабеть и стареть. Более того, в наших силах сделать так, чтобы память постоянно крепла. Для нее не существует возрастных ограничений: как и сердце, она создана, чтобы служить нам до последнего вздоха. ■
Татьяна Абрамова
|